Волшебница вокальной импровизации 16 мая 1930 года появилась на свет одна из самых выдающихся певиц джазовой сцены – Бетти Картер (Betty Carter, настоящее имя Лилли Мэй Джонс, Lillie Мае Jones), обладательница прекрасного голоса с широким диапазоном и поистине безграничной способности к импровизации. Бетти Картер родилась во Флинте, штат Мичиган, и выросла в Детройте, где её отец руководил церковным хором. Пением она увлекалась с детства. Интерес к блюзу и джазу также проявила рано (особенно сильное влияние на нее оказала Билли Холидэй). Музыкальное образование получила в Детройтской консерватории, где обучалась по классу фортепиано. В 1946 году она дебютировала как профессиональная певица – сначала в Детройте, а позже и в Нью-Йорке. Принимала участие в клубных концертах и джем-сейшн с музыкантами бопа (в том числе с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и Майлсом Дэвисом). В 1948 году была принята в оркестр Лайонелла Хемптона под псевдонимом Лоррэйн Картер. Здесь певице удалось познакомиться со многими талантивыми музыкантами – Уэсом Монтгомери, Чарльзом Мингусом, Эрнестом "Бэнни" Бэйли. Уже в то время за свой необычайный талант в вокальной импровизации певица получила прозвище "Бетти би-боп". Несмотря на признание несомненных достоинств Бетти Картер со стороны Хэмптона, отношения её с коллективом были достаточно сложными: из-за многочисленных конфликтов Бетти Картер неоднократно увольнялась и вновь принималась на работу. Последнее и уже окончательное её увольнение из бэнда Хэмптона произошло в 1951 году, после чего Бетти ушла на "вольные хлеба", выступая в клубах Дэтройта и Нью-Йорка. В 1955 году появились её первые записи – с Кингом Пледжером и трио Рэя Брайанта, а в 1958 году вышла её пластинка в сопровождении оркестра "Out There", что принесло Бетти Картер весьма широкую известность. В 1958-59 годах Бетти Картер гастролировала с Майлсом Дэвисом. И именно последний обратил внимание на певицу Рэя Чарльза, что послужило основанием для записи двух ставших классическими альбомов с дуэтами – "Ray Charles and Betty Carter" и "Dedicated to You". В 1963 году певица вышла замуж и временно оставила сцену; родила двоих детей, но, не желая финансово зависеть от мужа, через несколько лет подала на развод и вернулась на сцену в 1969 году, начав выступать с собственным трио. Годы с конца 60-х до начала 70-х для Бетти Картер, равно как и для других джазовых музыкантов, были очень нелёгкими: на фоне роста интереса публики к року и поп-пузыке неуклонно снижался интерес к джазу, многие джазовые музыканты были вынуждены либо менять профессию, либо заниматься "коммерческой" музыкой. Большие звукозаписывающие компании больше не желали работать с джазменами, не видя перспектив в получении прибыли. Именно поэтому Бетти Картер в 1971 году решилась на отчаянный шаг – она основала собственный лейбл, "Bet-Car Productions", где и начала записывать собственные пластинки. На целые 18 лет "Bet-Car" стала эксклюзивной фирмой, занимавшейся записью и дистрибьюцией пластинок Бетти Картер. Примечательно, что многие считают этот период творчества певицы самым значительным. Так, записанный в 1979 году "живой" альбом "The Audience With Betty Carter" многими критиками считается несомненным шедевром. Достаточно сказать, что авторитетный справочник "The Penguin Guide To Jazz" только этому альбому, среди всех кем-либо записанных вокальных джазовых альбомов, поставил отметку в 5 звезд. К числу часто исполняемых певицей песен относится композиция собственного сочинения "Tight", ставшая впоследствии джазовым стандартом. Будучи долгое время малоизвестной андеграундной певицей, лишь к концу 70-х годов Бетти Картер приобретает заслуженную популярность, начинает активно гастролировать как в США, так и в Европе, заниматься преподавательской деятельностью. В середине 80-х годов певицей заинтересовался мэйджор-лейбл "Verve", возрождённый концерном "Polygrame": здесь переиздаются и получают широкую известность альбомы из католога "Bet-Car", а также записываются новые пластинки: "Look What I Got" (1988), "Droppin' Thing" (1990), "It's Not About the Melody" (1992), "Feed the Fire" (1993), "I'm Yours", "You're Mine" (1996). Большинство из них номинируется на "Грэмми", а "Look What I Got!" становится обладателем этой престижной премии. С 1989 по 1995 годы Бетти Картер признавалась лучшей джазовой вокалисткой критиками журнала "ДаунБит". В 1994 году она выступила в Белом Доме и стала хэдлайнером фестиваля, посвящённого 50-летию лейбла "Verve". В 1997 году она была награждена Национальной медалью искусств президентом США Биллом Клинтоном. 26 сентября 1998 года, на пике творческого расцвета и популярности, певица скоропостижно скончалась от рака поджелудочной железы. С уважением к гениям скэта, ваш архивариус Владимир Шапенков #BettyCarter #ВладимирШапенков #JazzCalendar #JazzVocal #16MayJazz